24 августа 2025 года в приходском Духовно-просветительском центре «Вера, Надежда, Любовь» состоялась встреча прихожан с Преосвященным епископом Николаем в формате цикла занятий под общим названием «Богословие иконы».
На этот раз тема встречи была обозначена модератором как «Юродивые Христа ради — особый подвиг русской святости».
Основным источником по истории юродства, как и для истории любого другого вида русского подвижничества, официально прославленного и чествуемого Церковью, являются жития святых.
Формируя комплексный анализ данного религиозного явления на основании житий св. юродивых, епископ Николай составил систему основных характеристик русского юродства, выделил его уникальные черты, а также рассмотрел этот феномен «божественного безумца» в призме православной традиции и истории Русской Православной Церкви.
Истинному христианину не свойственно лицемерить и притворяться, он должен быть со всеми честен и открыт, однако существует особый род христианского подвига, который внешне можно охарактеризовать как притворство и напускное чудачество. Имя этому подвигу «юродство ради Христа».
Юродство изначально не было русским явлением. Первоначально оно распространилось в Византии. Образцом для подражания стали константинопольский святой Андрей, святой Симеон Эмесский. С XIV века юродство становится исключительно русским явлением.
Первые юродивые на Руси появились в XIV веке, но особенно много их стало в XV-XVI веках.
Юродивые — подвижники Православной Церкви осознано принимали на себя такой образ, чтобы скрыть под ним свою святость. Это было своеобразное проявление личного смирения.
На XV – первую половину XVI в. приходится расцвет подвижничества, связанного с юродством, в Московской Руси. Новгород был родиной русского юродства. Все известные русские юродивые XIV — начала XV века связаны с Новгородом. Многие русские юродивые имели иностранное происхождение. Первым юродивым в полном смысле этого слова был на Руси Прокопий Устюжский, прибыл в Устюг из Новгорода, был немцем. Именно он стал первым святым, кого на Московском Соборе в 1547 году Церковь прославила в лике юродивых.
Практически каждый крупный город Русской земли имел своего юродивого.
К числу почитаемых русских юродивых относятся Никола (Кочанов) и Федор, святой Исидор Твердислов Ростовский, блаженный Иоанн Ростовский Милостивый (Власатый), Блаженный Максим, Иоанн Большой Колпак, Никола Саллос — блаженный Николай Псковский, Василий Блаженный Московский, Михаил Клопский и др.
Одним из самых известных юродивых считается Василий Московский Блаженный. Его именем назван знаменитый храм в Москве на главной площади страны.
Подвиг юродства — один из тяжелейших подвигов, который принимали на себя во имя Христа отдельные лица ради спасения своей души и служения ближним с целью их нравственного пробуждения. Если объединить мотивы, побуждавшие подвижников принимать на себя подвиг юродства, то можно выделить три основных момента. Попрание тщеславия, подчеркивание противоречия между истиной во Христе и так называемым здравым смыслом и нормами поведения, служение Христу в своеобразной проповеди не словом или делом, а силой духа, облеченной во внешне убогую форму. Не каждый способен на такой подвиг. Поэтому Христа ради юродивые не образцы для подражания, а исключения, которых Господь избрал Сам нести это нелёгкое, но столь необходимое для общества служение.
Чему же учит это служение? Они так привычно и так мужественно и весело принимали всякую неприятность и всякое оскорбление, даже побои и прочее, что нам, глядя на них, надо понести хотя бы свои слабые скорби. Иными словами, юродивый — живая совесть общества. Он — зеркало, в котором человек видит своё подлинное лицо, тайное он делает явным, подсознательное заставляет выйти на поверхность.
Если говорить о целях юродства и церковном опыте, то этот подвиг есть воплощение в деле слов апостола Павла «Никто не обольщай самого себя: если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их». (1Кор. 3, 18-19), и «Мы безумны Христа ради» (1 Кор. 4, 10).
Духовно-просветительский центр «Вера, Надежда, Любовь»; текст – Галина Попова